МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов, самостоятельно занимающихся велосипедным спортом
"Физкультура и спорт" - такое привычное всем словосочетание. А какое место лично в вашей жизни они занимают? Насколько гармо-нична ваша жизнь в духовном и физическом проявлениях, как в ней сочетается гимнастика ума и тела? Испытывали ли вы на себе справедливость давнего афоризма: "В здоровом теле - здоровый дух!" Как переносите требования жизни быть здоровым, высоко трудоспособным, волевым, мужественным, настойчивым, выдержанным, благородным и многие другие? Если чувствуете себя не очень уверенно в этих вопросах, вам нужно не откладывая, с пониманием важности приобщиться к физической культуре и спорту.
Уже само наименование "физическая культура" указывает на ее принадлежность к культуре. Современное емкое понятие "культура" охватывает всю совокупность способов и результатов человеческой преобразовательной деятельности, имеющих ценность для общества и личности. Кроме предметных ценностей, создаваемых непосредственно в процессе преобразования внешней природы, культуру составляет и все то, что воплощает успехи человека в преобразовании своей собственной природы. К таким слагаемым культуры принадлежит и физическая культура, ставшая одним из важнейших факторов сохранения и умножения естественных жизненных сил человечества.
Представляемые ею для этого средства в метода при всей их внесшей простоте удивительно действенны. Они позволяют не только создавать благоприятный "фон" для основной жизнедеятельности, но и обеспечивать направленное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, совершенствовать телосложение, а также восстанавливать дееспособность органов и систем, утраченную при заболеваниях и травмах.
Физическая культура должна служить как отдельному человеку, так и обществу в целом. Иногда чрезмерное сосредоточивание на личном здоровье, в том числе и средствами физкультуры, уводит человека "в себя", делает его менее отзывчивым к общественным нуждам, физкультура преумножает наши силы и их надо использовать на благо общества. "Здоровье - имущество казенное" - говорил В.И.Ленин.
В офере физической культуры особое место занимает спорт. Его неотъемлемой особенностью является соревновательная деятельность как способ максимального выявления и объективного сравнение определенных человеческих способностей. Спорт немыслим без более или менее регулярного участия в состязаниях с повышенной мобилизацией сил и без специальной подготовки.
Занятия спортом существенно повышают физические возможности человека, но не менее важным спорт является как средство воспитания высоких моральных качеств, как средетво самовоспитания, самопознания и самоутверждения личности. Не следует рассчитывать, что занятия спортом автоматически привносят положительные свойства личности. Этот процесс должен быть управляемым прежде всего самим занимающимся. В случае отсутствия правильных представлений и убеждений требуется помощь воспитателя и здорового коллектива, иначе могут, напротив, развиться такие отрицательные свойства, как индивидуализм, эгоизм, стремление любой ценой добиться успеха, зазнайство и другие.
Настоящая работа предназначена для студентов, желающих за-ниматься спортом. В основу ее положен многолетний опыт деятельности велосипедной секции ЛПИ им. М.И.Калинина. Читатель найдет здесь тот минимум сведений, который поможет ему с большей пользой приобщиться к велосипедному спорту как в организованной группе, так и самостоятельно. Эти сведения могут быть также полезны к тем, кто не ставит себе целью участие в соревнованиях, а использует велосипед, в том числе и обычный дорожный, как средство передвижения, оздоровления и проведения досуга.
1. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЕЛОСПОРТОМ
I. Велоспорт высших достижений и массовый
Велосипедный спорт высших достижений требует полной самоот-дачи и значительных затрат времени. Сильнейшие шоссейники мира, как любители, так и профессионалы, преодолевают за год до 40 тыс. км, из них немногим менее половины - в соревнованиях. Такие большие нагрузки позволили поднять, например, рекорд мира в часо-вой гонке до 51,151 км; проходить 100 км командой из четырех человек менее, чем за 2 ч; 4 км в одиночку - менее, чем за 4 мин 30 с, а 4 км командой из четырех человек - менее, чем ва 4 мин 10 с.
Для поддержания такого уровня тренированности круглогодично необходимо преодолевать каждый день в среднем не менее 100 км, затрачивая не менее 3....4 ч на саму тренировку или участие в соревнованиях и значительное время на восстановление сил. Поэтому спорт высших достижений, естественно, не может быть массовым явлением, да и польза его в смысле гармоничного развития и здоровья не очевидна.
Для массового, в том числе и студенческого, велоспорта реально рассчитывать в среднем на трех-четырехразовые в неделю занятия, по 2...3 ч каждое. Такой объем нагрузок вполне обеспечит ваше оздоровление, физическое развитие и воспитание волевых качеств, а также повысит работоспособность во всех сферах вашей деятельности.
2. Виды соревнований по велоспорту
Международные правила соревнований делят велосипедный спорт на два самостоятельных вида спорта: велошоссе и велотрек. Спортивные звания и разряды присваивается раздельно по этим видам.
В олимпийскую программу соревнований на шоссе включены:
а) Индивидуальная шоссейная гонка на дистанцию около 180 км (мужчины) и около 60 км (женщины, для которых с 1988 г. это единственная олимпийская гонка). Обычно более 100 участников стартует одновременно (групповая гонка) и боротоя аа индивидуальную победу.
б) Шоссейная гонка командами на 100 км, в которой каждый из 4 членов команды лидирует по очереди, борясь за коллективный успех.
В олимпийскую программу соревнований на треке включены (длина одного круга олимпийского трека - 333,33 м):
а) Гонка на время на 1000 м, старт с места.
б) Индивидуальная гонка преследования на 4 км. Два участника стартуют на противоположных прямых трека; в предварительных заездах отбор проводится по временным результатам, а во всех последующих победители определяются по финишу.
в) Командная гонка преследования на 4 км.
г) Спринтерская гонка. На дистанцию I км стартуют несколько участников. Время прохождения дистанции не учитывается. Лучшие на финише проходят в следующий тур соревнований. В борьбе за выгодную позицию гонщики иногда замедляют движение вплоть до длительной остановки, называемой по французски "сюрпляс".
В программу ежегодных мировых первенств на треке среди любителей, кроме олимпийской программы, дополнительно входят:
а) Индивидуальная гонка преследования на 3 км (женщины).
б) Спринтерская гонка (женщины).
в) Групповая гонка с промежуточными финишами, гонка на очки (мужчины).
г) Спринтерская гонка на тандемах (мужчины).
д) Гонки с лидером (мужчины). Лидер - на специальном мотоцикле, гонщик - на стайерском велосипеде.
Ежегодные первенства на шоссе проводятся по олимпийской программе. Отдельно проводятся ежегодные первенства мира по велосипедному кроссу, гонке по пересеченной местности. (В навей стране велокроссы проводятся на дистанции 21...24 км. В случае кольцевой трассы длина одного круга должна быть не менее 3 км. Старт может быть как общий, так и раздельный. По присвоению спортивных званий велосипедный кросс условно относится к виду спорта "вело-шоссе".)
Наиболее распространенными соревнованиями, выходящими за ранки мировых первенств, по многим из которых проводятся национальные чемпионаты, являются следующие.
На шоссе
а) Гонка на время, старт - раздельный. Интервал между стартующими 60 или 30 с. Дистанция - до 100 ки. Побеждает участник, показавший лучшее время.
б) Многодневные шоссейные гонки. Например, любительская велогонка Мира протяженностью около 2000 км разбита на 14 этапов; профессиональная велогонка Тур де Франс протяженностью около 4000 км проводится в течение 24 дней. Большинство этапов в многодневных гонках проводятся с общего старта. Общее место каждого участника определяется по сумме времени всех этапов.
в) Критериум. Кольцевая индивидуальная гонка с общим стартом обычно по улицам города, с 10...20 промежуточными финишами. Четверо первых на каждом финише получают соответственно по 5; 3; 2 и одному очку. На последнем финише очки удваиваются. Победители определяются по сумме набранных очков. Общая дистан-ция 40...70 км, протяженность одного круга 1...5 км.
На треке
а) Гонка на время с хода, гит с хода на 200, 500 и 1000 и,
б) Гонка на время с места, гит с места на 500, 1000 м, на 2, 3, 4, 5, 10, 20, 50, 100 км к на 1 ч.
в) Парные гонки - групповые однодневные и шестидневные о промежуточными финишами. Гонщики одной пары участвуют в гонке по очередно, обычно через каждые полтора-два круга. Отдыхающий
гонщик поджидает участвующего в гонке в медленном движении. Смена производится обычно толчком рука в спину вступающего в Гонку.
г) Групповая гонка с выбыванием. На назначенных промежуточных финишах последний в группе выбывает из гонки.
д) Гандикапы - заезды с форой и общим финишей.
е) Матч-"омниум" (велосипедное многоборье).
Для самой распространенной гонки на время с раздельным стартом в соответствии со Всесоюзной классификацией с 1985 г. действуют следующие нормативы в классе гоночных велосипедов.
Мужчины |
|||
Мастер спорта СССР |
50 км |
1 ч 10 |
30 с |
Кандидат в маcтера спорта |
25 |
36 |
00 |
I разряд |
25 |
37 |
00 |
II разряд |
25 |
39 |
00 |
III разряд |
25 |
41 |
00 |
Женщины |
|||
Мастер спорта СССР |
- |
- |
|
Кандидат в мастера спорта |
20 |
32 |
20 |
I разряд |
20 |
35 |
00 |
П разряд |
20 |
37 |
00 |
II. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ВЕЛОСИПЕДИСТУ
I. Выбор размера рамы велосипеда
Серийные спортивные велосипеды Харьковского велозавода выпускаются четырех ростов. Рост определяется длиной подседельной трубы и указывается в паспорте велосипеда. При пропорциональном телосложении размеры рамы выбираются по росту велосипедиста (табл. I).
Таблица I Выбор рам по росту велосипедиста
Рост велоси- педиста, см |
Рост рамы |
Длина подседельной трубы, Н . см |
Длина горизонтальной трубы. L , см |
|
150-160 |
I |
52 |
54 55 56 57 |
|
160-170 |
II |
54-55 |
||
170-180 |
III |
56 |
||
180-190 |
IV |
58 |
Приблизительно рост рамы определяется простым способом. Если на трубе рулевой колонки между горизонтальной и наклонной трубой раш помещается ладонь среднего размера (шириной около 10 см), то рост рамы четвертый. Четырем, трем и двух пальцам соответствуют III, II и I роста рамы. Специально изготавливаются также рамы "нулевого" и пятого роста.
Если у вас непропорциональное сложение, например, длинные ноги, можно выбрать раму следующего, большего роста. Однако при отсутствии рамы нужного размера более удобно будет использование раны меньшего роста.
2. О посадке велосипедиста
"Старый предрассудок, согласно которому достаточно сильно нажимать на педали, чтобы победить всех, окончательно развеян современным велоспортом. Лишь правильная посадка позволит гонщику лучшим образом проявить себя. Только в результате рациональной тренировки и строгого режима жизни добиваются наилучшей формы. Одной силы недостаточно, чтобы победить своих соперников. В гонке необходимо проявить ум, волю, решительность" - писал еще в шестидесятые года известный итальянский тренер Гвидо Коста.
Рациональная посадка наряду о хорошей обтекаемостью должна обеспечивать слаженную эффективную работу мышц ног, спины, рук. Да, и рук тоже. Взгляните на фотографии сильнейших гонщиков. Они гармонично сложены, и вовсе не сутулы, мускулатура ног не бросается в глаза. Если бы не характерная для велогонщика граница загара рук и ног, вы с трудом распознаете его спортивную специализацию.
Установка седла по горизонтали. Подвижкой седла в ослабленном замке добейтесь, чтобы при упоре кулаком в вертикальную стойку выноса руля локоть касался носка седла. Не зак-репляя замок, установите плоскость седла параллельно горизонтальной трубе рамы велосипеда. Закрепите замок. Внимание! Обращайтесь нежно с насечками в замке седла: повороты седла в замке осуществляйте только при ослабленном боте. Порча насечек приведет к ненадежному закреплению седла в нужном положении.
Длина выноса руля. При установленном по горизонтали седле и локте, прижатом к носку седла, кончики вытянутых пальцев касаются поперечной трубы баранки руля.
Высота руля. Головка
болта руля находится на 1...7 см. ниже носка седла. Руль, установленный выше указанного уровня, менее неудобен, чем опущенный слишком низко, так как в первом случае имеется возможность принять рациональную посадку за счет сгибания рук в локтях. Внимание! Для изменения высоты руля нужно не только вывернуть на 3-4 оборота болт, но и осадить его вниз ударом молотка. При этом зажимной конус на внутреннем конце болта освободит руль.
Положение низа баранки руля. Устанавливается либо параллельно горизонтальной трубе рамы, либо несколько опущены вниз.
Более точный выбор посадки
Высота седла. Сидя в седле, нога, опущенная пяткой на педаль в вертикальном положении шатунов, должна быть чуть согнутой. Угол между бедром и голенью составляет около 165...170°.
Положение седла по горизонтали
- Центровое. Обычно используют спринтеры, так как такое положение седла позволяет эффективнее использовать силу мышц. При этом отвес из центра коленного сустава, выдвинутого вперед в горизонтальном положении шатунов, проходит через ось педали.
- Смещенное вперед (работа ног "под себя"). Используют гонщики с лидером для приближения к мотоциклисту в более разреженное пространство. Переход к посадке "под себя" путей сдвига по седлу вперед используется при подъеме в гору, при ускорении и финишировании, т.е. когда нужны большие усилия.
- Смещенное назад (работа ног "от себя"). Применяют преследователи и шоссейники для большей непринужденности посадки и удобства педалирования в течение длительного времени. При посадке "от себя" отвес проходит на 1...5 см за осью педали.
Возможность сдвигаться по седлу позволяет велосипедисту в зависимости от условий езды либо прикладывать большие усилия (сдвиг вперед), либо при меньших усилиях ехать в непринужденной посадке (сдвиг назад).
Продольная ось стопы либо параллельна плоскости шатуна, либо немного ближе пяткой к шатуну. Ось педали находится под основанием большого пальца Этому положению соответствуют в среднем следующие расстояния L от носка велотуфли до прорези шипа (табл. 2).
Таблица 2
Положение прорези шипа
Размер вело- туфли |
Условный |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
В см |
23,0 |
23,5 |
24,0 |
24,5 |
25,0 |
25,5 |
26,5 |
27,0 |
27,5 |
28,5 |
29,0 |
|
L в см |
10,0 |
10,2 |
10,4 |
10,6 |
10,8 |
11,0 |
11,2 |
И,4 |
11,6 |
11,8 |
12,0 |
Размер туклипсов. При вставленных в педаль шипах и заcте-гнутых ремнях просвет между туклипсом и велотуфлей должен быть минимальным, но туклипс не должен сдавливать ногу.
Назначение шипов, туклипсов и ремней станет ясным при рассмотрении техники педалирования.
В настоящем разделе приведены лишь ориентиры подбора рациональной посадки; дальнейшее уточнение и улучшение ее - процесс творческий, зависящий от индивидуальных особенностей велосипедиста. Как птица узнается по полету, так и велосипедист - по характерным только ему посадке в манере педалирования.
3. Некоторые механические основы езды на велосипеде
Самым привлекательным в велосипеде, как раз и отвечающем смыслу этого слова, является скорость, достигаемая только собственными мускульными усилиями человека. Повышение скорости езды на велосипеде зависит прежде всего от энергетических возможностей организма, сил сопротивления движению и от эффективности перевода "живой" энергии организма в движение. Энергетические возможности организма повышаются рациональной тренировкой. Силы сопротивления снижаются при улучшении обтекаемости, качества велосипеда и дорожного покрытия. Эффективность перевода энергии организма в движение наряду с рациональной посадкой повышается при оптимизации режима затраты усилий за счет подбора частоты циклов педалирования и распределения усилий в отдельном цикле. Иными словами - за счет рациональной техники педалирования.
Соотношение сил при езде на велосипеде
Усилия подтягивания при использовании шипов, ремней и туклипсов составляют в среднем 25...30 % от усилий нажима Р1;
Рнц - сила натяжения цепи;
Рвр - сила вращения колеса, продольная составляющая силы действия колеса на покрытие;
Рдв - движущая сила, продольная составляющая реакции покрытия на заднее колесо;
P сопр - обобщенная сил сопротивления движение, зависящая от характера движения;
Рсопр = -Рдв - Твел = Рвр + Твел = Рвозд + Ткач * Твел (величины векторные), где
Рвозд - сила сопротивлении встречного потока воздуха;
Ткач - сила трения качения;
Твел - сила трения в велосипеде, приведенная к направлению движения.
Исследования, проводимые в аэродинамической трубе и методом буксировки через динамометр, показывают, что основное сопротивление движению оказывает встречный поток воздуха, В низкой об-текаемой посадке при скорости около 40 км/ч, хорошем покрытии и исправном состоянии гоночного велосипеда общие затраты усилий распределяются оледующим образом: Pвозд ~ 90 % Рсопр, Ткач ~ 7%
Рсопр и Твел~ 3% Рсопр. При этом около 70% силы сопротивления воздуха создается велосипедистом, а остальное - велосипедом. Ткач зависит от покрытия, типа шин и степени их накачки, 90 % потерь на трение в велосипеде приходится на цепную передачу и каретку, остальное - на втулки колес.
В низкой посадке Рсопр при скорости 10, 40 и 60 км/ч составляют соответственно около 3, 23 и 45 Н. При переходе из посадки "на низ руля" в посадку "за верх руля" на скорости около 50 км/ч сила сопротивления возрастает о 26 до 60 Н.
Используя приведенные данные, рассмотрим следующие характерные случаи движения на велооипеде о различными соотношениями сил сопротивления и оценим значения сил движения Рвр, Рвд и
Р1 + Р2.
а) Равномерное движение по горизонтальному участку со скоростью около 40 км/ч в низкой посадке.
Рвр =Рдв ~ Рсопр ~ 23 Н, Рвозд ~ 21 Н Ткач ~ 2 Н, Твел ~ 1 Н
Принимая отношение диаметров колеса (27 дюймов) и ведомой шестерни (например, с 15 зубьями и шагом 12,7 ми) приблизительно равным 10, для силы натяжения цепи получим Рнц~ 230 Н. Принимая отношение длины шатуна (например, 170 мм) и радиуса ведущей шестерни (например, с 50 зубьями) приблизительно равным 1,3, для суммарных усилий на шатунах получим Р1 + Р2 ~ 180 Н.
б) Движение с ускорением 1 м/с2 при скорости около 40 км/ч Рвр = Рдв ~ 90Н, из них Рускорения ~ 70 Н и Рвозд ~ 20 Н.
Рнц ~ 900 Н (при задней ведомой шестерне с 15 зубьями)
Р1 + Р2 ~ 700 Н (при передней ведущей шестерне с 50 зубьями).
в) Подъем в гору с крутизной 1:10 со скоростью 20 км/ч Рвр = Рдв~ 75 Н, из них Рскатывания~ 70 Н и Рвозд~ 5 Н Рнц ~ 670 Н (при задней ведомой шестерне с 19 зубьями) Р1 + Р2 ~ 510 Н (при передней ведущей шестерне с 50 зубьями).
Приведенные оценки суммарных тангенциальных усилий Р1 + Р2 является некоторыми средними для реально прикладываемых сильно пульсирующих усилий. Например, при езде на дорожном велосипеде усилия в верхней и нижней "мертвых" точках падают практически до нуля. Использование шипов, туклипсов и ремней на гоночном велосипеде может повысить усилия обеих ног вблизи этих точек, однако неравномерность распределения усилий в цикле остается существенной (рис. 6). Поэтому, на самом деяе, рассмотренные случаи движения носят не строго равномерный или равномерно-ускоренный характер, а является пульсирующими. Наиболее наглядно это проявляется при разгоне с места, когда усилия нажима могут превышать 1000 Н, а вблизи "мертвых" точек практически отсутствуют. При этом велосипедист набирает скорость скачками.
Частота педалирования
При анализе лучших мирових или достаточно высоких достижений в велоспорте обращает на себя внимание стабильность частоты вращения шатунов как у различных гонщиков, так и по мере улучшения этих достижений (табл. 8).
Таблица 8
Динамика мировых рекордов в часовой велосипедной гонке на открытом треке
Рекордсмен |
Год установления |
Рекорд, км |
Соотношение кол-ва зубьев шестерен |
Укладка, м |
Частота педалирования, об/мин |
|
Коппи Ф. |
1942 |
45,848 |
52 |
15 |
7,40 |
103,26 |
Анкетиль Ж. |
1956 |
46,159 |
52 |
15 |
7,40 |
103,96 |
Бальдини Э. |
1956 |
46,393 |
52 |
15 |
7,40 |
104,48 |
Ривьер Р. |
1957 |
46,923 |
52 |
15 |
7,40 |
105,68 |
Ривьер Р. |
1958 |
47,346 |
53 |
15 |
7,54 |
104,65 |
Бракке Ф. |
1867 |
48,093 |
53 |
15 |
7,54 |
106,30 |
Риттер О. |
1963 |
48,653 |
54 |
15 |
7,69 |
105,44 |
Меркс Э. |
1972 |
49,431 |
52 |
14 |
7,93 |
103,89 |
Мозер А. |
1984 |
51,151 |
Нет данных. Использовались рама и дисковые колеса нестандартных размеров |
Можно полагать, что частоты педалирования, выявленные таким опытным путем, являютоя оптимальными и обеспечивают рациональную (эффективную) езду на велосипеде. При заданной скорости передвижения оптимальная 100-110 об/мин чаотота педалирования может быть установлена подбором соотношеиия размеров ведущей и ведомой шестерен. Это соотношение чаще всего по традиции связывают с величиной, называемой "передача" (П) или о менее употребляемой величиной "укладка" (У). С помочью таблицы значений передач и укладок дяя различное соотношений количеств зубьев передней и задней шестерен делают соответствующий их выбор.
Передача и укладка
П = (Zп/Zз)*27", в дюймах, где Zп - кол-во зубьев ведущей шестер-ни; Zз - кол-во зубьев ведомой шестерни, задней; 27" - диаметр Д колеса в дюймах. Хотя величина "передача" менее наглядна и не учитывает возможные изменения размеров заднего колеоа и шатунов, по традиции она более употребляема *), чем величина "укладка".
*) Правильнее было бы пользоваться более универсальным и наглядным понятием "соотношение сил" Р1 + Р2 / Рвр = = (Zп/Zз)*Дколеса/2L шатуна, си. рис. 5, но традиции мирового велоспорта оказываются сильнее. Чем больше соотношение сил, тем более силовой характер носит режим педалирования.
У =(Zп/Zз) * 27" * 0,0254 *3.14, в м, где I" - 1 дюйм = 0,0254 м. Укладка - это путь, проходимый колесом за один оборот шатуна.
П р и м е р: Zп = 50, Zз = 15;
П = 50/15 * 27" = 90", У = 50/15 * 27 * 0,0254 * 3,14 = 7,17м.
Чем больше передача и укладка, тем при заданной окорости больше усилия и меньше частота педалирования. Набор шестерен служит для подбора соотношения: прилагаемые усилия - частота педалирования (ЧП). На шоссейном велосипеде такой оптимальный подбор делают с помощью переднего и заднего переключателей передач. На трековом же велосипеде, не имеющем свободного хода и переключателей, требуется замена шестерен.
Выбор передачи на трековом велосипеде можно сделать на основании предполагаемого результата - t (мин) на дистанции - S(м) по формуле П = S/(t*ЧП0ПТ •0,0254*3,14), в дюймах
Пример: S = 4000 м, t = 5 мин 30 с (II спортивный разряд в индив. гонке)
П = 4000 м/(5,5 мин * 103 об/мин * 0,0254 *3,14 ) = 88, 5".
Ближе всего такой передаче соответствует соотношение шестерен Zп = 49 и Zз = 15 (П = 88,2").
Техника педалирования
Кратко рациональную технику педалирования можно выразить словами: на педали нужно не только нажимать, их нужно вращать.
Рациональность педалирования слагается из двух моментов. Первый, чисто механический, подразумевает, что усилия должны способствовать вращению шатунов, т.е. направляться перпендикулярно к ним. Другие же бесполезные составляющие усилий желательно по возможности устранить. Каждая ного "крутит" шатун по возможности на протяжении всего оборота. Если при горизонтальном положений шатунов одна нога нажимает на педаль, то другая подтягивает; при вертикальном положении шатунов одна нога "проводит" а другая "проталкивает" (рис. 6).
Такое педалирование получило название кругового. Использование вело-туфлей с шипаии, тукли-псов и ремней помогает его выполнению. Большое значение в "подстраива-нии" усилий перпендикулярно шатунам имеет положение стопы. При проталкивании и нажиме оно ближе к горизонтальному, а при проводке и подтягивании носок опускает- ся и его движение напоминает как бы "поглаживание ". Овладение техникой кругового педалирования можно начать с поочередной концентрации внимания за движением каждой ноги. При этом надо научиться по желанию переключаться в различные рабочие зоны, например, только нажимать и проводить или только подтягивать и проталкивать. Затем объединить эти зоны сначала для одной ноги, а позже - для обеих одновременно. Использование велостанка эначительно облегчает и ускоряет освоение техники педалирования.
Второй, биомеханический, момент техники педалирования связан со следующим. При круговом педалировании в работу включается большее количество мышц, поэтому нагрузка, а следовательно, и утомляемость каждой отдельной снижаются. Иногда может быть также полезным, напротив, переключение в неосновную рабочую зону (проводка, подтягивание) с тем, чтобы дать возможность отдохнуть основным рабочим, мышцам бедра, осуществляющим нажим, перед решающим моментом (рывком, фишем, тяжелым подъемом в гору). К биомеханической особенности рационального педалирования можно отнести также и существование оптимального соотношения между интенсивностью усилий и частотой их приложения. Согласно табл. 3 для эффективной длительной езды на велосипеде частота педалирования близка к 100 об/кин.
III. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩЕГО ВЕЛОСИПЕДИСТА
I. Тренировки и соревнования
Будем считать, что вы решили тренироваться и участвовать в соревнованиях на шоссе и треке. Будем считать также, что вы не прирожденный спринтер, в противном случае нужно обратиться к специальной литературе и трекеру по спринту. Обычно спринтеры отличаются мощной мускулатурой и высокой реактивностью, что позволяет им при соответствующей подготовке развивать на коротких отрезках скорость до 72 км/ч (200 м с ходу - за 10 с).
Приводимые ниже сведения будут полезными как для коллективной подготовки начинающих велосипедистов, так и для занимающихся самостоятельно. Для девушек приводимые ниже объемы тренировочных нагрузок следует снизить примерно на треть.
Если вы не имеете серьезных отклонений в состоянии здоровья, и спортивный врач одобрил ваше намерение заниматься велоспортом, то не бросайтесь в бой и ие истязайте себя сразу. Помните два основных принципа: постепенность и регулярность. Позднее, по мере повышения вашей физической подготовленности, для воспитания морально-волевых качеств потребуется и терпение и страдания.
Для успеха в велосипедиом спорте необходимо высокое развитие качеств выносливости, скоростной выносливости и скорости. Именно такая последовательность развитии физических качеств обеспечивает рациональный путь к спортивному росту и благоприятно отразится на здоровье. Выносливость - это фундамент спортивного результата. На развитие и поддержание высокого уровня выносливости тратится основное время подготовки х соревнованиям.
Скоростная выносливость и скорость - здание спортивного результата. Чем солиднее фундамент, тем выше можно строить здание. Не торопитесь строить здание интенсивными, скоростными тренировками. Интенсивные занятия коварны: без солидного фундамента выносливости они на первых порах обеспечивают быстрый рост результатов, но так как при этом реализуются низкие возможности организма, сам результат не высок, со временем он стабилизируется и может даже ухудшиться.
Солидным фундамент выносливости можно считать, когда после 3...4 часовой тренировки порядка 100 км умеренной интенсивности у вас обычные аппетит, потребность в воде и сне. Утром следующего дня - обычный пульс и есть желание повторить тренировку. Иными словами вы хорошо восстанавливаетесь. Чтобы достичь такого уровня выносливости нужны регулярные, по крайней мере, трех-че-тырехразовые в неделю тренировки на выносливость по 2...4 часа каждая. И так в течение одного-полутора месяцев.
Интенсивность тренировочных вагрузок на развитие выносливости, скоростной выносливости и скорости по пятибалльной системе можно ориентировочно оценить согласно табл. 4.
Таблица 4
Оценка интенсивности нагрузки
Развиваемое качество |
Интенсивность нагрузки,баллы |
Продолжительность нагрузки |
Пульс, уд/мин |
Скорость езды, км/ч |
Выносливость |
Умеренная - 3 |
2..4 ч |
130-150 |
20-30 |
Скоростная выносливость |
Высокая - 4 |
60...2 мин с возр.скор. |
150-190 |
30-40 |
Скорость |
Максимальная - 5 |
100-10 с с возр.скор. |
180-200 и более |
более 40 |
Упражнения на развитие также необходимых в велоспорте качеств силы и ловкости можно проводить на любом уровне тренированности, но на фоне хорошего восстановления после предыдущей нагрузки.
Регулярные тренировки на велосипеде в средней полосе нашей страны можно проводить в течение 8 месяцев, с марта по октябрь. Будем считать, что с ноября по начало марта вы занимались общефизической подготовкой 3-4 раза в неделю по полтора-два часа каждый раз. В основном ваши занятия были посвящены развитию общей выносливости. Вы бегали кроссы, плавали в бассейне, играли в спортивные игры, много ходили на лыжах и участвовали в нескольких лыжных соревнованиях. В непогоду вы освоили велостанок и научились круговому педалированию. Разумеется, вы регулярно продолжаете делать утреннюю зарядку и ведете здоровый образ жизни. Тогда с большей уверенностью в начале марта можно начать регулярно выезжать на велосипеде 3-4 раза в неделю сначала по безопасным маршрутам, а позднее - на чистое от снега и льда шоссе.
Внимание! Прежде, чем первый раз выехать на велосипеде на проезжую часть, необходимо в районном отделении ГАИ пройти аттестацию на знание правил дорожного движения.
Этот период, порядка полутора месяцев, за который "накатывают" около 1000 км, обычно называют вкатыванием. Его целью является развитие специальной ("велосипедной") выносливости. Проезжая каждый раз в равномерном умеренном темпе от 50 до 100 км, нужно уделять внииание не скорости, а непринужденности посадки, работе ног, свободе дыхания. Нужно использовать "легкие" передачи, на которых при умеренных усилиях можно длительное время поддерживать частоту педалирования до 100 об/мин и выше. Увлечение "тяжелыми"передачами и замедленным педалированием задержит дальнейший спортивный рост. По мере повышения тренированности средняя скорость тренировок будет повышаться без дополнительных волевых усилий примерно до 30 км/ч. По погодным условиям часть тренировок может быть заменена занятием на велостанке и другими удобными средствами физической нагрузки. Раз в неделю перед нетренировочным днем будет полезна парная баня. Если нет возможности выезжать с группой, лучше всего период вкатывания проходить с напарником, общение с которым вам приятно.
Когда будет накатано около 1000 км, для развития скоростной выносливости в тренировки можно включать по самочувствию плавные повышения скорости и большие отрезки по ветру порядка 10 км с интенсивностью чуть выше 3 баллов. На последующих тренировках отрезки можно сокращать, а интенсивность их прохождения увеличивать.
Когда будет накатано примерно 1600 км, для развития скорости можно включать короткие отрезки порядка I км, проходимые на максимальной скорости. В это же время можно принять участие в первых соревнованиях с раздельным стартом. В гонке с общим стартом лучше стартовать через 1-2 недели, после тренировок с короткими скоростными отрезками.
Ниже приведен примерный план тренировок по дням недели на развитие скоростной выносливости и скорости.
Вт - 60 км, с плавными повышениями скорости по самочувствию
Ср - 70 км, из них 20 км за низ руля чуть быстрее 3 баллов
Пт - 60 км, из них 2 раза по 10 км на 3,5 балла, отдых 5 км
Вс - 125 км, из них 2 раза по 30 км командой на 3,5 балла с лидированием по 500 м
Вт - 60 км, равномерно на 3 балла
Ср - 60 км, из них 10,5,10,5 км на 4 балла, отдых по 2 км
Пт - 70 км, из них 3 раза по 10 км на 4 балла, отдых по 2 км
ВС - 125 км, из них 20 км по ветру на 4 балла, 40 км командой на 4 балла
Вт - 60 км, равномерно на 3 балла, ускоряться по желанию
Ср - 70 км, из них 5 раз до 6 км парой на 4 балла с лидированием по I км, отдых по 2 км
Пт - 70 км, из них 6 раз по 5 км парой с лидированием по 300 м, отдых по 2 км
Вс - 125 км, первые соревнования на 10-20 км с раздельным стартом
Вт - 70 км, равномерно на 3 балла по самочувствию
Ср - 70 км, из них 10 раз по 2 км на 4,5 балла, отдых по 2 км
Пт - 70 км, из них 10,7,5,3,2 и I км на 4,5 балла командой
Вс - 125 км, соревнования с раздельным стартом на 20-25 км
Вт - 70 км, в переменном темпе до 3,5 баллов
Ср - 70 км, из них 10 раз по I км близко к 5 баллам, отдых по I км
Пт - 70 км, из них 10 раз по 2 км парами на 4,5 балла, отдых по I км
Вс - 100 км, соревнования с общим стартом на 50...100 км (групповая гонка)
Приведенные в плане выражения, связанные о коллективной ездой, станут понятными из раздела о технике и тактике.
Последующий спортивный сезон на шоссе и треке, например, в Ленинграде продолжается до середины сентября. В этот период надо продолжать повышение своей тренированности и участвовать в соревнованиях.
Ниже приведен примерный недельный план тренировок в соревновательном периоде. Общий объем нагрузок в это время может быть несколько снижен, а интенсивность отдельных тренировок -повышена.
Вс - Участие в соревнованиях или тренировка о нагруакой, близкой к соревновательной. Например, из общих 120 км пройти 2 раза по 10 км с соревновательной и 30 км командой с близкой к ней скоростью.
Пн - Восстановительная тренировка, прогулка на велосипеде по живописной местности около 50 км.
Вт - День отдыха
Ср - Развитие скоростной выносливости и скорости. Например, 4 ра-за по 10 км командой с соревновательной скоростью и финишем на последнем километре или 10,7,5,8,2,1 хм командой на со-ревновательной скорости.
Чт - Восстановительная тренировка около 50 км.
Пт - Развитие выносливости. Езда на 3,5 балла около 100 км.
Сб - Короткая (30...40 км) мобилизующая к соревнованиям тренировка с отрезками на максимальной скорости до легкого, приятного утомления.
Тренировки, отнесенные к понедельнику, четвергу и субботе, могут быть проведены самостоятельно, без группы. Они желательны, однако не отчаивайтесь, если, у вас нетвозможности по времени проводить их регулярно, считайте это своим резервом спортивного роста на будущее.
Разминка
Для подготовки организма к интенсивной тренировке и особенно к соревнованиям нужна разминка. Чем короче дистанция, тем большее значение имеет правильная разминка. Самая простая разминка заключается в постепенном увеличении скорости езды в течение примерно 30 мин до потоотделения. Если вы готовитесь к старту, то последние 1...2 км разминки нужно пройти в предельно высоком темпе и оставшиеся 5 мин спокойно покататься.
С середины сентября по ноябрь можно готовиться и участвовать в соревнованиях по велокроссу, продолжая проводить в неделю 2 тренировки на шоссе и 2 на кроссе.
Последующий период до середины ноября будет переходным. В это вреия тренировки восстановительного характера на велосипеде будут постепенно заменяться средствами общей физической подготовки. Однако старайтесь по-прежнему не расставаться с велосипедом, используйте его как транспорт, используйте велостанок.
Ноябрь, декабрь, январь, февраль посвятите всесторонней физической подготовке 3-4 раза в неделю по полтора-два часа. Бегать старайтесь по пересеченной местности и по возможности по мягкому грунту. Особенно полезны для велосипедиста вбегания на крутые горки и бег по глубокому снегу. В бассейне доведите проплываемое расстояние за одно посещение до 2 км. Большой популярностью у велосипедистов пользуется баскетбол и футбол на снегу. Лыжи - лучшее средство подготовки к периоду вкатывания на велосипеде. Включите в свои лыжные соревнования и участие в массовом лыжном марафоне. В этот общеразвивающий подготовительный период также не забывайте о постепенности и регулярности занятий. К новому периоду вкатывания подойдите с более высоким уровнем физической подготовленности по сравнению с предыдущим годом.
Ваша спортивная деятельность при использовании все больших объемов и интенсивности нагрузок в течение первых 3-4 лет будет напоминать восхождение по спирали. Затем достижения могут стабилизироваться. За эти 3-4 года вы изучите себя и к дальнейшей спо-ртивной деятельности сможете подходить творчески, используя уже свой опыт. Поможет вам и спортивная литература, однако к ее рекомендациям подходите критически, не принимайте все на веру, анализируйте, шщите приемлемое для себя. Ведение дневника поможет проследить вам не только за спортивный ростом. Не с меньшим вниманием, чем к спортивному росту, относитесь к своему поведению и внешнему виду, самостоятельности в технической обслуживании и улучшении своего велосипеда. Тесное "общение" с велосипедом, как достаточно сложным и непрерывно усовершенствуемым устройством, даст полезную и в повседневной жизни практику в техническом творчестве .
2. Техническая и тактическая подготовка
На посадке велосипедиста и технике педалирования мы уже кратко останавливались. К другим техническим особенностям езды можно отнести прохождение поворотов, преодоление подъемов стоя ва педалях ("танцовщицей"), старт с места, рывок, финиширование, прыжки через препятствия, лидирование и другие. Большинство этих приемов тесно связано с выполнением тактических замыслов.
Особо остановимся на лидировании, которое во многих случаях определяет технику и тактику в велоспорте. Как вы помните, основное сопротивление движению велосипедиста оказывает сопротивление воздуха (на 90 % при скорости около 40 км/ч). Поэтому использование в качестве укрытия впереди идущего велосипедиста существенно снижает затраты сил идущего за ним. Такой прием обычно называют "сидеть ва колесе" или "ехать в колесе" идушего впереди. Поочередное лидирование в группе велосипедистов может повысить скорость на 5-20 % в зависимости от количества участвующих в коллективной "работе" и ее слаженности. Групповая езда велосипедистов напоминает массовые перелеты птиц, когда в зависимости от направления ветра меняется конфигурация стаи. Лидирующий ведет группу о таким расчетом, чтобы чаще всего при боковом ветре остальным, образовавшим друг за другом для укрытия от ветра "косяк", не приходилось бы ехать по обочине или, напротив, по встречной полосе. Оптимальная продолжительность лидирования равных по силам партнеров при соревновательной скорости составляет около 300 м (25-30 с). Это соответствует примерно 40 оборотам шатунов, которые легко сосчитать "про себя" под каждый нажим. Кроме нормирования вклада каждого в коллективную работу, таккой счет "про себя" задаст и определенный ритм, облегчающий волевые усилия, и настраивает на скорейшее достижение заветного числа, за которым последует отдых. После "отработки своей смены" лидирующий "дает смену" отходом в сторону ветра примерно на полметра, предварительно еще раз убедившись, что переднее колесо сзади идущего находится с другой стороны, в противном случае, как правило, неминуемо групповое падение. Касание (притирание) передним колесом о заднее впереди идущего очень опасно. Спасти положение, если еще не сильно потеряно равновесие, может только очень резкое нажатие передним колесом на заднее и отскакивание от него. При отходе лидирующего на смену влево нужно убедиться, что нет опасности со стороны обгоняющего транспорта.
В групповых гонках эффект лидирования либо сохраняет группу монолитной в отсутствии явно выраженного бокового ветра, либо разрывает ее на части при сильном боковом. Это происходит, когда впереди идущие гонщики, построившись "косяком", начинают поочередно интенсивно лидировать и давать место для отдыха в конце "косяка" отработавшим свою смену. Такая "вертушка" вытягивает группу в "струну" вдоль обочины шоссе, так как количество мест в "вертушке" ограничено шириной проезжей части. В струне нет возможности отдыхать, поэтому эта цепочка вскоре разрывается и отставшие гонщики образуют новый "косяк". Такой цепной распад группы происходит до тех лор, пока шоссе не войдет в защищенную от бокового ветра местность, и тогда отдельные группки могут опять слиться в общую. Но, как правило, лидирующая группа (первый "отрыв"), состоящая из более сильных и активных гонщиков, в дружной и заинтересованной работе наращивают преимущество над остальными. Перед финишем в этой группе также разгорается острая тактическая борьба за преимущество на финише. Если разрыв до остальных надежный, дружность работы нарушается, кое-кто начинает беречь силы для финиша, сокращая свои "смены" или вовсе их пропуская. Еще ближе к финишу гонщики, не рассчитывающие на свои способности финишера, активно пытаются оторваться от конкурентов. Финишеры, напротив, "отсиживаются у них на колесе" до решающего броска.
Образование разрыва (отрыва) в группе происходит также, когда отрывающиеся на некоторое расстояние по одному или нескольку гонщиков объединяются в дружной работе, а в основной группе одни ждут, кто будет тратить силы на погоню, а другие, напротив, препятствуют организации погони из-за командных интересов.
Лучшей школой технического и тактического мастерства велогонщика является участие в многодневных гонках, отличающихся большим разнообразием трасс, погодных условий и ситуаций.
3. Морально-волевая подготовка
Это наиболее, лично для вас и общества, важная сторона воспитательного воздействия спортивной деятельности. Не только для успеха и признания в спорте нужны трудолюбие, мужество, честность, чувство коллективизма, воля, выдержка, оптимизм, твердость убеждений, - эти качества нужны прежде всего в жизни, и спорт является мощным средством юс развития и укрепления.
Когда спорт становится самоцелью, возможны и отрицательные его воздействия на личность: проявление эгоизма и индивидуализма, болезненное честолюбие, стремление добиться успеха любой ценой, звездная болезнь, неумение найти себя в жизни после ухода на спорта и другие.
Если вы увлеклись спортом, то на основании общепризнанных нравственных убеждений старайтесь давать себе отчет в духовной стороне своего спортивного роста. В здоровом теле должен быть здоровый дух.
Велосипедный спорт дает широкие возможности воспитанию высоких моральных и волевых качеств. Уже о первых выездов обнаружатся трудности, которые вы будете целеустремленно преодолевать. Потребность к способность преодолевать - одно из важнейших качеств человека. Вы научитесь преодолевать усталость, холод и жару, жажду и голод. Не малого терпения и находчивости потребуется и при ремонте велосипеда. Неудачи послужат вам уроками для продвижения вперед, а удачи настроят на оптимистический лад. Вы познаете предстартовое волнение, и со временем оно не будет вас пугать, научитесь управлять своим психическим состоянием, проявлять самообладание. Особенно важно почувствовать, что продолжение занятий спортом особенно в грудные монеты жизни помогают справиться с нервным напряжением, восстановить душевное равновесие и физические силы. Для студентов такими моментами являются, например, экзаменационные сессии.
Велосипедный спорт как коллективное занятие предоставляет широкие возможностя добровольному, товарищескому общению, демонстрирует силу слаженных, дружных действий при достижении общих целей, учит соразмерять личные интересы с интересами коллектива.
Не считайте спорт уделом только физически одаренных. На возможном, достижимом для каждого в результате рациональной тренировки уровне физического развития можно участвовать в спортивной борьбе, испытывать радость и совершать не менее важные победы, прежде всего над собой. Счастливого пути!