Первенство Новосибирска среди мужских команд II группыПервенство Новосибирска среди мужских команд II группы

Воспитательная работа (велоспорт)

Главной целью воспитательной работы является содействие фор­мированию качеств личности гражданина, отвечающих националь­но-государственным интересам Российской Федерации, и создание условий для самореализации личности. Напряженная тренировочная и соревновательная деятельность, связанная с занятием велосипед­ным спортом, предоставляет значительные возможности для осуще­ствления воспитательной работы. Воспитательная работа неразрыв­но связана с практической и теоретической подготовкой велосипедиста

Воспитательную работу нельзя выделить как отдельный, относи­тельно обособленный от других видов профессиональной деятель­ности тренера процесс. Вся деятельность тренера - и в ходе трениро­вочных занятий, и при совместном с учениками проведении досуга, и на соревнованиях - это все есть воспитательная работа.

В условиях спортивной школы воспитательное воздействие тре­нера координируется с самовоспитанием спортсменов, которое сти­мулируется и поощряется. Причем воспитательное воздействие се­мьи, школы и спортивного коллектива должны быть оптимально скоординированы по инициативе и под руководством тренера. Здесь важна особая согласованность тренеров и спортсменов в определе­нии задач, содержания, средств и методов спортивной деятельности в сбалансированном выборе места спорта в жизни спортсменов и отношения к нему.

Существенное значение в воспитательной работе имеет длитель­ная оторванность юного велосипедиста от родителей и привычной домашней обстановки. Поэтому важнейшим условием эффективной воспитательной работы является наличие доверительного контакта спортсмена со своим тренером. В процессе спортивной подготовки, длительного пребывания в спортивном лагере или на учебно-трени­ровочных сборах необходимо создавать оптимальные условия для расширения кругозора, повышения общей культуры и воспитаннос­ти, самообразования и самовоспитания.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функ­ции только руководством поведения спортсменов во время трениро­вочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спорт­сменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Одна  из главных особенностей спортивной деятельности - боль­шое влияние на спортсмена личности тренера. Для подростка, увле­ченного спортом, тренер становится тем эталоном, по которому он учится жить, мерками которого измеряются все достоинства и недо­статки. Стоит тренеру лишь раз нарушить привычные нормы, уста­новленные правила - и многое может быть потеряно.

В целях повышения эффективности воспитания тренеру необхо­димо так организовывать тренировочный процесс, чтобы перед юны­ми велосипедистами постоянно ставились реальные задачи физичес­кого и интеллектуального совершенствования. Характер задач, сред­ства и методы подготовки должны строго соответствовать возрасту юных спортсменов и этапу многолетней подготовки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточ­ная вариативность средств и методов педагогического воздействия.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, нужны тщательно подобран­ные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принци­пов поведения надо подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важными методами нравственного воспитания являются поощрение и наказание. Поощрение спортсмена выражается в положительной оцен­ке его действий и поступков. Оно может быть в виде одобрения, похва­лы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соот­ветствовать действительным заслугам спортсмена. Наказание спортсме­на может выражаться в форме осуждения, отрицательной оценке поступков и действий спортсмена. Виды наказаний разнообразны: за­мечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортив­ном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных фактах, а с учетом всего комплекса поступков.

Важный фактор формирования спортивного коллектива - поддер­жание традиций коллектива. Положительный воспитательный эффект  имеют коллективные мероприятия: торжественное посвящение в чле­ны спортивной школы, торжественное начало и окончание спортив­ного сезона, празднование дней рождения, чествование победителей соревнований и др. Если новичок пришел в коллектив с устоявшими­ся традициями, правилами поведения, нормами этики, он должен принять эти нормы, чтобы стать членом коллектива.

Основные критерии и показатели оценки состояния воспитатель­ной работы:

• степень соответствия результатов воспитательного воздействия целям воспитательной работы;

• соответствие хода и результата воспитательной работы науч­ным основам, программе и закономерностям воспитательного про­цесса;

• соответствие действий и поступков спортсменов целям воспита­ния;

• соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в спортивном коллективе целям и задачам воспитательной работы.

Для оценки используются общепринятые методы: наблюдение, беседы, опрос тренеров, врачей, спортсменов, родителей спортсме­нов, анализ практических дел и поступков спортсменов, их тренеров, всего коллектива, оценка состояния дисциплины и др.