Первенство Новосибирска среди мужских команд II группыПервенство Новосибирска среди мужских команд II группы

Организация обр. процесса (велоспорт)

Основными формами учебно-воспитательного процесса являются учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование развития общефизической и специальной подготовки занимающихся, медицинский контроль, участие в соревнованиях, судейская и инструкторская практика. Тренеры-преподаватели отделения организуют работу с воспитанниками в течение календарного года. Учебный план также рассчитан на календарный год, т.к. учебно-тренировочный процесс не прерывается с уходом педагога в очередной отпуск. Тренер составляет индивидуальный план для  группы или каждого воспитанника. В летний каникулярный период организовывается учебно-тренировочный сбор для воспитанников отделения, как на базе нашего клуба, так и с выездом в загородный оздоровительный центр.

Программный материал для всех групп занимающихся распределен в соответствии с возрастными особенностями игроков, их общей физической подготовленностью и рассчитан на творческий подход со стороны педагогов к его освоению.

Основным документом, регламентирующим учебно-воспитательный процесс, является учебный план.

При планировании подготовки воспитанников педагог может варьировать распределение нагрузки как помесячно, так и за год, но количество часов должно соответствовать учебному плану для группы данного года обучения.

При составлении учебных планов педагогам необходимо предусмотреть все нюансы учебно-тренировочного процесса, чтобы занимающиеся различных групп могли показать наиболее высокую работоспособность к моменту выступлений в соревнованиях. Сохранение спортивной формы осложняется тем, что соревновательный период является достаточно продолжительным и только от умелого управления учебно- воспитательным процессом зависит возможность поддержания спортивной формы к каждой встрече. Закономерности становления спортивной формы являются ведущими в определении периодизации процесса спортивной тренировки.

Медико – педагогический контроль.

Оздоровительная работа в отделении велоспорт как и в ДЮСШ №5  проводится по трем направлениям:

1.Теоретический раздел.

Задачи:

-         формирование привычек здорового образа жизни;

-         овладение знаниями по гигиене, рациональному питанию, возможностям  функциональных систем организма при занятиях физкультурой и спортом;

-         профилактика вредных привычек и асоциальных поступков.

Для правильного применения восстановительных средств, умения грамотно использовать ресурсы своего организма, получения знаний по гигиене, используются занятия по теоретической подготовке. Эти занятия могут проходить как часть комплексного урока, так и как самостоятельный урок, кроме того,  совместно со специалистами городского врачебно – физкультурного диспансера №2 (ВФД №2) организуются лекционные занятия для занимающихся и их родителей (чаще всего они проходят в форме родительских собраний).

2.Практический раздел.

Задачи:

-         наблюдение за физическим здоровьем занимающихся;

-         изучение влияния нагрузок на занимающихся во время учебно-тренировочного процесса;

-         использование дневника самоконтроля воспитанника как средство педагогического контроля;

-         применение восстановительных средств.

К занятиям в группах нашей школы допускаются ребята, по состоянию здоровья относящиеся к основной группе. В случае,  когда ребенок имеет отклонение в здоровье,  посещение занятий возможно только  при наличии справки от медицинского  специалиста и письменного разрешения родителей.

Педагоги нашего клуба при составлении учебных планов, прежде всего, соблюдают рациональное распределение физической нагрузки, в зависимости от биологического возраста ребенка. Повышение объема нагрузок предшествствует увеличению их интенсивности. Категорически исключается форсированная подготовка. Учитывая, что энергия у детей и подростков расходуется не только на преодоление физической нагрузки, но и на рост организма, тренерами строго соблюдается соотношение нагрузки и отдыха, при котором расход энергии не превышает ее поступление.

На учебно – тренировочных занятиях постоянно присутствует педагогический контроль за состоянием здоровья ребенка (измерение ЧСС, в некоторых случаях измерение давления,  проверка дневников самоконтроля). Каждый педагог ознакомлен с нормативными сроками реабилитации после перенесенных заболеваний. В этом случае составляется индивидуальный план распределения учебной нагрузки на период реабилитации ребенка. В случае необходимости по медицинским показателям организуются дополнительные консультации у специалистов ВФД № 2, которые назначают соответствующие процедуры.

В целях контроля психофизического состояния воспитанников, каждый ребенок, вне зависимости от продолжительности и уровня обучения,  ведет дневник самоконтроля. В этом  дневнике записывается физическое и эмоциональное состояние  во время учебно – тренировочных занятий и отдыха, ведется учет пульсовых значений в течение дня, анализируются результаты выступлений на соревнованиях.

Для осуществления диагностики уровня подготовленности занимающихся и контроля функционального развития ребенка предусмотрены контрольные нормативы, которые и являются и переводными. Тестирование проводится дважды в год (в сентябре-октябре и в мае-июне). Обучающиеся  в группах начальной подготовки образовательной ступени «НАЧАЛО» тестируются по параметрам, которые едины для всех отделений по видам спорта нашего клуба. Ребята, которые занимаются в учебно-тренировочных группах образовательной ступени «РЕЗУЛЬТАТ», кроме тестов по общефизической подготовке, выполняют контрольные упражнения, показывающие уровень их специальной подготовки. Обучающиеся  по программе образовательной ступени «МАСТЕРСТВО» выполняют только виды контрольных упражнений по специализации и разрядные нормативы.

Для полноценного восстановления работоспособности ребят используются восстановительные мероприятия. В системе восстановительных средств основное место занимают педагогические, осуществляемые посредством оптимального сочетания тренировочных заданий различной направленности и отдыха, с учетом возрастных особенностей занимающихся. Из физиотерапевтических средств особое внимание уделяется банным восстановительным процедурам, массажу и самомассажу.

Из медико – биологических средств широко применяется витаминизация пищи и дозированное назначение витаминов и минеральных комплексов в зимне-весенний период и в период повышенных тренировочных и соревновательных нагрузок.

3.Профилактика заболеваний.

Задачи:

-         прохождение углубленного медицинского обследования;

-         закаливание организма;

-         оздоровление в летний период;

В течение всего периода обучения ребята находятся под постоянным медицинским наблюдением. Два раза в год, как правило, в начале и средине учебного года, проводятся углубленные медицинские обследования. Педагоги совместно со специалистами Городского врачебно-физкультурного диспансера №2 постоянно следят за состоянием здоровья и уровнем физического развития воспитанников, внося при необходимости коррективы в план учебно-тренировочной работы.

Так как своего оздоровительного центра у ДЮСШ №5 нет задачи организации учебно – тренировочных сборов в летний период решаются в спортивной школе по-разному.

В июне-июле месяце формируются лагеря с дневным пребыванием на базе общеобразовательных школ, в которых организуется учебно –воспитательный процесс, направленный на оздоровление занимающихся. Широко используются природные средства закаливания: проведение занятий на берегах открытых водоемов, плавание, ходьба и бег босиком и т.д.

Альтернативой городским лагерям с дневным пребыванием являются  загородные оздоровительные центры. По возможности, педагоги, совместно с родительскими комитетами решают вопрос организации учебно – тренировочных сборов в условиях детских оздоровительных центров.

Воспитательная работа.

Воспитательная работа в отделении велоспорт проводится на протяжении всего периода обучения в ДЮСШ №5 и направлена на развитие у ребят трудолюбия, товарищества, честности, бережного отношения к материальной базе спортивной школы.

Педагоги стремятся создать не просто коллектив единомышленников, а команду. Значение боевого духа, крепкой воли, дисциплины, самообладания для игроков одной команды трудно переоценить. В напряженных тренировках, в спортивных состязаниях обостряются чувства, укрепляются и проверяются морально-волевые качества воспитанников.

Приоритетными задачами воспитательной деятельности ДЮСШ №5 выделены следующие:

-  воспитание у ребят чувства общности задач в образовательном процессе (активное участие обучающихся в организации и проведении общешкольных мероприятий, выпуск тематических стенгазет).

-  воспитание волевых качеств ( активности, решительности действий в принятии решений, целеустремленности, упорству в достижении целей, организованности и требовательности к себе, инициативности, ответственности за предполагаемый результат);

-  интеллектуальное воспитание (овладение специальными знаниями в области теории и методики тренировки, анатомии, физиологии, гигиены и других смежных  со спортом дисциплинах, формирование творческого отношения к труду и занятиям спортом);

-  самовоспитание  занимающихся(сознательная деятельность, направленная на совершенствование собственной личности);

-  воспитание бережного отношения к инвентарю и материальной базе  ДЮСШ №5.

Основными формами воспитательной работы ДЮСШ №5 являются:

-         систематическое обсуждение в группах итогов участия в соревнованиях;

-         обсуждение в коллективе случаев отклонений от норм поведения и спортивного режима;

-         работа с родителями (привлечение родителей занимающихся к участию в учебно- воспитательном процессе: посильная помощь в организации выездов команд на региональные соревнования, летние учебно – тренировочные сборы, в проведении внутриклубных мероприятий, в профилактике вредных привычек и асоциальных поступков их детей);

-         создание традиционных ритуалов ДЮСШ №5 (выпускные торжества, посвящение новичков, спортивно – массовые мероприятия с участием родителей.);

-         совместная работа с общеобразовательными школами (контроль успеваемости обучающихся и проведение различных тематических мероприятий спортивной направленности),

-         коллективные просмотры  соревнований по велоспорту различного статуса с последующим обсуждением.