Пояснительная записка (велоспорт)

Детско-юношеская спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призвана  способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей детей, профессиональному самоопределению, Кроме того, спортивная школа направляет свою деятельность на подготовку квалифицированных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Сибирского федерального округа, России.

Данная программа позволяет решать задачи единого образовательного процесса на протяжении всех лет обучения в ДЮСШ. Формирует у обучающихся  целостное представление об оздоровительном  и тренирующем значении учебно-тренировочных занятий, их влиянии на повышение уровня спортивной подготовленности  юного спортсмена,  воспитывает личность, способную к самостоятельной деятельности.

В основу программы по велоспорту заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность  спортивных школ, принципы спортивной тренировки юных спортсменов.

Многолетняя подготовка обучающихся осуществляется по трем образовательным  модулям. Каждый модуль является законченным учебно-тренировочным процессом, позволяющим ребятам освоить каждый из них, но в последовательности.

1 ступень – «Начало». Это основной модуль, т.к. на этапе начальной подготовки закладываются теоретические знания, общефизическая подготовка и основы техники и тактики избранного вида спорта. Главная задача - воспитание интереса к спорту, развитие физических качеств. По окончании обучения  по программе модуля «Начало» и выполнении контрольных нормативов ребенком - он выпускается, или, продолжает обучение на следующей ступени.

Вторая ступень обучения носит название «Результат». Ребята обучаются в учебно-тренировочных группах. Обучающиеся на этом этапе подготовки более глубоко изучают технику и тактику велоспорта и на основе полученных теоретических знаний и тактико-технических навыков способны показывать спортивные результаты. Выполняют массовые юношеские разряды. Завершив обучение по программе  2-й ступени, юный спортсмен может продолжить обучение по данному профилю (по более сложной программе «Мастерство») или закончить обучение по специализации велоспорт.

3 образовательный модуль «Мастерство». Модуль углубленной профессионально ориентированной программы. Из числа воспитанников 3-й ступени формируются сборные команды, для подготовки к соревнованиям различного уровня. На этой ступени большое внимание уделяется инструкторской и судейской практике.

Главная задача - формирование специальной физической и технико-тактической подготовки, активная соревновательная деятельность. Выполнение спортивных разрядов.

По окончании обучения, сдачи специальных контрольных нормативов, занимающиеся могут выполнить спортивные разряды, согласно единой классификации избранного вида спорта, получают квалификационный билет спортсмена разрядника. Лучших спортсменов, имеющих склонность и желание к педагогической деятельности, методическое отделение по велоспорту рекомендует в образовательные учреждения физкультурно-спортивной направленности.

Технические приемы и тактические действия велосипедного спорта таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей ребят. Исследователи спортивной деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в социуме.

Программа направлена на организацию образовательного процесса, предполагающего учет индивидуальных и возрастных особенностей личности подростка, что позволяет решать следующие задачи:

-       укрепление   здоровья,   физическое   развитие   и   повышение   работоспособности обучающихся;

-       воспитание у ребят  потребности в систематических занятиях спортом;

-       воспитание у обучающихся  морально-волевых  качеств;

-       развитие основных двигательных качеств, согласно возрастной периодизации;

-       приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений о спорте;

-       организация качественного  образовательного процесса на всех этапах спортивной подготовки для достижения индивидуально-возможных результатов обучающихся;

-       организация качественного отбора  воспитанников в процессе обучения;

-       подготовка  спортсменов  для участия в соревнованиях от городского до российского уровня;

-       подготовка   из   числа   занимающихся   судей   по   велоспорту   и   инструкторов общественников для дальнейшей работы по обеспечению развития детского спорта;

Основная тенденция программы - обучающая, заключающаяся в стремлении    создать    предпосылки    для    успешного    обучения    юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности в процессе подготовки на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.

Воспитывающий характер процесса обучения позволяет решать на учебно-тренировочных занятиях задачи по воспитанию морально-волевых и эстетических качеств воспитанников.

Развивающая направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивает развитие физических способностей занимающихся, которые органически сочетаются с формированием у ребят определенных знаний. Активная мыслительная деятельность на учебно-тренировочных занятиях способствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются более прочными. Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно координационно-сложного двигательного действия или игровой комбинации, неразрывно связан с активной умственной работой.

Материал данной программы дается в четырех разделах, согласно организации образовательного процесса ДЮСШ№5 и уровню развития физических способностей обучающихся:

1.   Глава 1. Организация учебно - воспитательного процесса

2.  Глава 2.    Программный    материал    для    образовательной    ступени «НАЧАЛО».

3.  Глава 3.     Программный     материал     для     образовательной     ступени «РЕЗУЛЬТАТ».

4.  Глава 4.     Программный     материал     для     образовательной     ступени «МАСТЕРСТВО».

Обновлено 17.12.2015 14:48