Первенство Новосибирска среди мужских команд II группыПервенство Новосибирска среди мужских команд II группы
ГлавнаяСведенияДокументыЗаконы и положенияПРИКАЗ от 29 августа 2013 г. N 1008

ПРИКАЗ от 29 августа 2013 г. N 1008

Зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. N 30468 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 29 августа 2013 г. N 1008 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание за- конодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления обра- зовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным про- граммам. 2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный N 25082). Министр Д.В.ЛИВАНОВ 2 Приложение Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) ре- гулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенно- сти организации образовательной деятельности для учащихся с ограничен- ными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. 2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осу- ществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнитель- ные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность). 3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразова- тельным программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллекту- альном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укреп- ление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, во- енно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного разви- тия, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческо- го труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соот- ветствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-3 инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов уча- щихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осу- ществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта ре- гулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об обра- зовании в Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326. 5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятель- ность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ опре- деляется образовательной программой, разработанной и утвержденной орга- низацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями <1>. -------------------------------- <1> Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реали- зуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего ка- лендарного года, включая каникулярное время. 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, орга- низуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учеб- ными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозраст- ные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клу- бы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально. 8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускорен- ное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными норма- тивными актами организации, осуществляющей образовательную деятель- ность <1>. -------------------------------- 4 <1> Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законода- тельства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным об- щеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско- краеведческой, социально-педагогической). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения <1>. -------------------------------- <1> Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Формы обучения по дополнительным общеобразовательным програм- мам определяются организацией, осуществляющей образовательную дея- тельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленно- сти дополнительных общеобразовательных программ и определяются ло- кальным нормативным актом организации, осуществляющей образователь- ную деятельность. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. 10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются ор- ганизацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоя- тельно, так и посредством сетевых форм их реализации <1>. -------------------------------- <1> Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). При реализации дополнительных общеобразовательных программ ис- пользуются различные образовательные технологии, в том числе дистанци-5 онные образовательные технологии, электронное обучение <1>. -------------------------------- <1> Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). При реализации дополнительных общеобразовательных программ орга- низацией, осуществляющей образовательную деятельность, может приме- няться форма организации образовательной деятельности, основанная на мо- дульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образователь- ных технологий <1>. -------------------------------- <1> Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных техно- логий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается <1>. -------------------------------- <1> Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, еже- годно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с уче- том развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социаль- ной сферы. 12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик, нахо- дящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Фе- дерации. Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную дея- тельность <1>. -------------------------------- <1> Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства 6 Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организа- ции, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению пе- дагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (закон- ных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенно- стей учащихся. 14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут органи- зовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые усло- вия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей). 15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащи- мися их родители (законные представители) без включения в основной со- став. 16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоя- тельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и перио- дичность проведения промежуточной аттестации учащихся. 18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную дея- тельность, организуют образовательный процесс по дополнительным обще- образовательным программам с учетом особенностей психофизического раз- вития указанных категорий учащихся. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено осво- ение дополнительных общеобразовательных программ указанными катего- риями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико- педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ре- бенка-инвалида и инвалида. Под специальными условиями для получения дополнительного образо- вания учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и раз- вития таких учащихся, включающие в себя использование специальных об- разовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных тех- нических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся не- обходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных 7 коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осу- ществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалида- ми <1>. -------------------------------- <1> Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с огра- ниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в со- ответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для учащихся детей- инвалидов и инвалидов. 19. В целях доступности получения дополнительного образования уча- щимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают: а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образо- вательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей ин- валидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступ- ности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или сла- бовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потреб- ностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублиро- вана шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую по- мощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося; б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных 8 занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции суб- титров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с уче- том размеров помещения)); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения ин- формации; в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность бес- препятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалет- ные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пан- дусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное пони- жение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включе- нии в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) де- тей-инвалидов, инвалидов. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, де- тей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек. Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по ме- сту жительства. 21. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образователь- ной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида <1>. -------------------------------- <1> Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Обучение по дополнительным общеобразовательным программам уча- щихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инва- лидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную дея- тельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуаль- ных возможностей и состояния здоровья таких учащихся. Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможно- стями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам мо-9 жет осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных про- грамм, адаптированных при необходимости для обучения указанных уча- щихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую пере- подготовку. 22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные по- собия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифло- сурдопереводчиков <1>. -------------------------------- <1> Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможно- стями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляю- щими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учеб- ных, лекционных материалов в электронном виде. 23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, мо- гут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также моло- дежным и детским общественным объединениям и организациям на дого- ворной основе.