ГлавнаяСпортВелоспортЛитератураОписание групп фирмы Кампаньола

Описание групп фирмы Кампаньола

Фирма Кампаньола (Campagnolo) была организована бывшим велогонщиком Тулио Кампаньоло в далеком 1933 году. Именно в ней еще в конце 50х был разработан задний переключатель. Уже много лет фирма является законодателем мод в шоссейном группостроении. Только она и Shimano выпускают полный спектр шоссейного оборудования. Описание групп фирмы КампаньолаВсе оборудование (за исключением велокомпьютеров, которые реально производит небезызвестная CatEye) производится в Италии, на фабрике, расположенной в городе Вицента. Гарантия на все компоненты - 3 года

В 90ых годах фирма пыталась поиграть и на чужом поле, выпускала группы оборудования для MTB. Однако в те годы главный конкурент Кампаньолы - Шимано, развивался очень динамично, и итальянцы, стремясь не повторить путь многих незадачливых конкурентов, сочли за благо сосредоточиться именно на том рынке, где они все знают и их все знают.

Количество передач

С 2000 года (на четыре года раньше Шимано!!) Кампаньола начала выпускать 10 скоростные компоненты. Поддерживается установка трехзвездных (Triple) систем. Причем если раньше была выделена специальная Triple подгруппа (Racing T), то теперь с ростом популярности "передач для халявщиков" поддержка трех звезд является неотъемлемой частью каждой группы, включая Record.

Будьте внимательны, каждая компонента оборудования предназначена для конкретного количества звезд ( например: Triple система для 9ти звезд сзади). Использование неподходящего оборудования может вызвать его некорректную работу.

В состав группы обычно входят следующие компоненты:

Втулки - это один из несомненных козырей Кампаньолы, на мой взгляд, втулки трех верхних групп превосходят Шимановских конкурентов. Последняя крупная инновация здесь произошла в далеком 1999 году, когда Кампаньола выпустила на рынок новые втулки, созданные по технологии oversizing и которые полностью были выполнены из Алюминия 7075 ( за исключением титанового зажима собачек). Его характеристики таковы, что позволили резко уменьшить толщину стенок, с одновременным увеличением надежности. Выигрыш составил 75 граммов (по сравнению со втулкой 98 года). За все эти годы Шимано так и не приблизилась к Кампе по весу втулок (181/316 граммов - Record против 247/392 граммов - Dura Ace 2004). Уникальной является также легкость обслуживания. Для того, чтобы разобрать втулку, достаточно иметь только шестигранник. Регулирование подшипников на Кампе значительно легче, чем у Шимано. Также нельзя не отметить знаменитую надежность системы свободного хода в задней втулке, в которой в отличие от других производителей не 2, а 3 основательных собачки, оснащенных витыми пружинами (!).

Совмещенные тормозные ручки + манетки (обычно именуемые "автоматы", патентованное название Ergopowers) - отличаются от Шимановских (Dual control) другим расположением рычажков переключения, в частности, данная конструкция позволяет скрыть кабель, уходящий от ручек под обмоткой руля. По этому признаку, кстати, всегда просто отличить навеску Campagnolo от навески ShimaNO (так фанаты Campy обычно пишут название японской фирмы). Более важное отличие состоит в том, что ErgoPower позволяют за одно движение переключиться на несколько скоростей. Переднее переключение, в отличие от Шимано, многоиндексное, т.е. для того, чтобы переключиться с одной звезды на другую, необходимо нажать рычаг несколько раз. В этом решении есть свои плюсы (например уменьшается изгиб цепи, более легкая настройка). 
Многие задаются вопросом: ну почему автоматы стоят так дорого? Во-первых, из-за повсеместного применения композитных материалов (Record и Chorus используют карбон) и новейших сплавов (недаром Камповские ручки почти на 100 граммов легче Шимановских), во-вторых, устройство ручки достаточно сложно - она состоит из множества деталей.

Переключатели - Задние переключатели бывают 8ми (уже не выпускаются), 9 и 10 скоростные. Лапа нескольких размеров, самая длинная поддерживает кассеты до 29 зубьев. Передние 2 и 3 скоростные. В верхних группах используется карбон и титан.

Система - Системы двух- и трех-(Triple)зведочные. Имеются разные наборы звезд. Шатуны выпускают длиной вплоть до 180 мм. Уже несколько лет, наряду с алюминиевыми шатунами, выпускаются карбоновые шатуны на системе. Вес карбоновой системы Record 520 граммов (алюминиевая - 630). В 2005 году карбоновая система выпускается уже в трех верхних группах.

Кассеты: - Диапазон от равнинных 11-21, до горных 13-26,13-29 (в случае использования звезды 29 необходим специальный тип заднего переключателя).

Каретка - форма вала остается классическим квадратом, в производстве также используется технология oversizing. Для групп Record и Chorus используется довольно нетрадиционная ассиметричная конструкция, что позволяет еще немного уменьшить их вес. Будьте внимательны, каждая каретка предназначена для конкретного количества передних звезд и даже толщины подседельной трубы.

Цепь - Первая фирма, которая смогла выпускать 10 скоростные цепи. Используется специальная система замка HD-Link. Различаются только на 9 и 10 скоростные, без деления по группам. В 2005 выпущена цепь Record С10 Ultra вся такая дырявая-дырявая. Результат - экономия 20 граммов веса по сравнению с обычной Record С10.

Тормоза - Казалось, что трудно придумать что либо новое в классических шоссейных тормозах. Однако и тут конструкторы пошли на несколько рискованное облегчение. Проведя многочисленные исследования, показавшие, что 70% нагрузки идут на передний тормоз, они упростили конструкцию заднего тормоза, причем с целью не только облегчения, но и с целью избежания блокировки заднего колеса. Данное решение на 2005 год применяется в группах Record и Chorus.

Подседельный штырь - Сейчас выпускаются алюминиевые, карбоновые, до этого много лет был еще титановый.

Рулевые кольца Campagnolo являются практически монополистами на рынке top шоссейников, т.е. их устанавливают даже если все остальное оборудование Dura-Ace.

Педали обычно приписываются группам, но продаются дополнительно.

Описание групп Campagnolo

В скобках - какое количество передач поддерживает по состоянию на 2005 год.

Record (10)

Это высшая гоночная группа, используется профессионалами и богатыми любителями. По определению самой фирмы: 
The lightest. More technological group in the world. (Наилегчайшая. Самая технологичная группа в мире). 
Активно используются альтернативные материалы - карбон и титан. Уже много лет из карбона делается подседельный штырь, часть ErgoPower, заднего переключателя, картриджа, система. Кассеты доступны в двух вариантах - более дорогая со всеми титановыми звездами, более дешевая с тремя титановыми звездами. С 2002 года выпускается Triple система специально для этой группы, что при десяти звездах сзади дает рекордные 30 скоростей, впрочем, эта возможность создана скорее для любителей, так как профессионалы по-прежнему ограничиваются двумя передними звездами. На основе группы Record выпускается группа Record Pista, предназначенная для трековых велосипедов.

Chorus (10)

Для спорта не высших достижений и богатых любителей. Это приближенная к Record группа; имеет сходные с ней характеристики. Причем если раньше примение карбона в этой группе было сведено к минимуму, то постепенно и сюда приходит этот уникальный материал. Но грань прослеживается четко: каждый компонент группы Record хоть чуть-чуть, но легче аналогичного компонента этой группы.

Centaur (10)

2000-2001 Daytona 
До 2000 Athena

Группа для продвинутых любителей и молодых спортсменов. Отличное соотношение цена/производительность. Как правило, в группу приходят решения, обкатанные в последний год-два в высших группах.

Veloce (9,10)

Группа для продвинутых любителей и молодых спортсменов. Хорошее качество за меньшие деньги.

Mirage (9)

Группа для любителей и спорта для здоровья. Больше применяется композитных материалов (пластмассы для непонятливых).

Xenon (9)

2000-2001 не выпускалась
до 2000 Avanti

Спорт для здоровья. После некоторых колебаний фирма Campagnolo вернулась к группе, созданной для "тех кто делает первые шаги в мире велоспорта без потери ощущений, присущих лучшим группам".

Оборудование для шоссейных гибридов

Когда фанаты Кампы стали получать информацию о разработках 2005 года, многие были сильно удивлены. Неужели фирма снова, после многолетнего перерыва вернется на рынок оборудования для MTB? Однако в реальности все оказалось скромней, но все равно крайне интересно. Фирма решила выйти на сильно прогрессирующий в последние годы рынок шоссейных гибридов.

 

К сожалению нет устоявшегося названия для этого вида велосипедов, но назовем характерные признаки: 28- (или даже 29)дюймовые колеса, прямой руль, в основном шоссейное оборудование, вес, приближающийся к весу шоссейного велосипеда, как правило устанавливаются шоссейные покрышки до 32 мм.

 

До нынешнего года у фирм производителей не было иного выбора, как устанавливать на такие велосипеды шоссейное оборудование от Шимано+байковские ручки от них же. Теперь же Кампаньола предложила для них (группы Chorus,Centaur,Veloce,Mirage):

  • Flat Bar ErgoPower - Интегрированная тормозная ручка для прямого руля.
  • Специальный передний переключатель (отдельно для трех и двух звезд) для поддержки Flat Bar ErgoPower 
    Можно предположить, что и в дальнейшем Кампаньола будет продолжать атаковать смежные рынки, но возврат к ситуации начала 90ых, когда фирма предлагала группы для шоссе, МТБ и гибридов, маловероятен. 
    PS. Не следует пытаться устанавлить Flat Bar ErgoPower на МТБ - элементарно не хватит длины тормозной ручки.

Система Компакт

Предположим, вы хотите собрать кроссовый шоссейник на Камповских компонентах. Ну тормоз понятно придется использовать не камповский, но до 2005 года пришлось бы ставить и систему от стороннего производителя. Теперь эта проблема решена. Компактная система провозглашается как переходный стандарт между стандартной двух (52-42 и подобные) и трехзвездочной системами. Что интересно, система выпускается только в карбоновом варианте в группах Record, Сhorus, Centaur. В 2005 году выпускаются следующие наборы звезд 34-48,34-50,36-50. Требуется специальный передний переключатель CT (присутствует в каждой группе). Если Вы хотите использовать компактную ручку в сочетании с Flat Bar, то также нужен специальный передний переключатель CT for FB (выпускается в группах Chorus, Centaur).

Электронная трансмиссия

После не очень удачного эксперимента Mavic - Mektronic ( о котором на сайте Мавика вы найдете лишь упоминание) , теперь Campagnolo ступила на очень интересную, но опасную дорожку - механизм электронного переключения передач. На основе высшей группы Record сделана электронная версия, причем она уже испытывается, и уже не в лабораторных условия, а на велосипедах лучших профессиональных команд (2004 год команда Saeco (рама Cannondale CAAD 7), 2005 год команда Chocolade Jacques-T (MERCKX)).

Итак, что мы имеем:

  • Электронным механизмом переключаются оба переключателя (в отличие от Мавика)
  • Переключатель работает на основе встроенного микромоторчика
  • Батарея встроена около флягодержателя
  • Использование карбона позволяет сохранить приемлемый вес
  • Отказ от использования беспроводной системы (как в Mektronic) повышает надежность, уменьшает вес 
    PS: Уже при написании окончательного варианта статьи выяснилось, что 5 апреля 2005 года произошло историческое событие, бельгиец Nico Eeckhout из бельгийской команды Chocolade Jacques-T стал первым велогонщиком, выигравшим велогонку на электронной системе переключения. Таким образом тестирование идет полным ходом. Но, помня о печальном опыте Mavic и учитывая то, что конкурентов на этом поле пока не видно, Кампаньола не торопится пускать новинку в серию, доработка видимо займет 2-3 года.

Дополнительное оборудование: Специализированный велокомпьютер ErgoBrain позволяет, кроме всевозможных функций, присущих обычному "навороченному" велокомпьютеру, показывать передачи, которые сейчас установлены. Это достигается за счет интеграции с ручками-автоматами. Большим плюсом его является наличие вынесенных кнопок, вмонтированных в ручки, велосипедист может нажимать их, не отрывая руки от руля. Удобна также система крепления к рулю.

Камповские колеса одни из самых популярных в мире. Однако этой теме мы посвятим отдельную статью.
Отдельно обода не выпускаются с 2000 года.

С 2001 фирма занялась производством велоодежды. Она стала занимать уже больше половины каталога, но в России практически неизвестна.

Соответствие гоночным группам Шимано

Трудно установить однозначное соответствие, тем более что любой взгляд тут будет страдать субъективизмом.

Группа Campagnolo
Группа Shimano
Примечание

Record, Chorus

Dura-Ace

По сфере применения Dura-Ace, конечно, ближе к Record, однако по применяемым материалам ближе к Chorus

Centaur

Ultegra

Поклонники Shimano ставят Ultegra выше, однако, на мой взгляд, для этого нет оснований

Veloce

105

105 позиционируется чуть выше Veloce

Mirage

Tiagra

Довольно точное соответствие

Xenon

Sora

Довольно точное соответствие

Как и за сколько купить

Существует твердое убеждение, что компоненты Campagnolo дороже аналогичных деталей от Shimano, однако это заблуждение. Да, Record стоит дороже Dura-Ace, но я думаю большинство читателей данной статьи не могут позволить себе ни того, ни другого. Centaur уже стоит дешевле Ultegra, Veloce дешевле 105. Проведенные в Интернет исследования показали, что дешевле всего покупать оборудование от Campagnolo в Германии , Российские цены сравнимы с американскими. Финские цены раза в полтора выше

Обновлено 19.03.2014 01:01