Первенство Новосибирска среди мужских команд II группыПервенство Новосибирска среди мужских команд II группы
ГлавнаяСпортВелоспортЛитератураВелостанок. Устройство для тренировок и восстановления спортсменов

Велостанок. Устройство для тренировок и восстановления спортсменов

Мало кто будет спорить, что в нашем северо-западном регионе велостанок - это очень полезная вещь. И дело не только в длинной зиме и мерзкой погоде в межсезонье. Станок можно использовать для выполнения многих упражнений более эффективно и безопасно в сравнении с тренировкой на шоссе, для удобного разогрева перед соревнованиями. Еще он может пригодиться для восстановления после полученных травм, но лучше уж без этого...

Велостанок. Устройство для тренировок и восстановления спортсменов Велостанок. Устройство для тренировок и восстановления спортсменов Велостанок. Устройство для тренировок и восстановления спортсменов

Велостанки делятся на два вида: роллерные (rollers) и трейнеры (trainers).

Оба типа имеют свои плюсы и недостатки. Роллерный станок дает некоторое ощущение реальной езды, делает тренировку более разнообразной за счет "рулежки" на нем. Трейнер же хорош обратным: вы обладаете возможностью отпустить руль, не боясь, что уедете с "трассы", позволяет отвлечься от удержания равновесия, чтобы переключить программу телевидения, поговорить по телефону, утереться от пота, как следует, и в конце концов спокойно поковырять в носу... Как-то летом мне пригодился трейнер, когда из-за травмы не мог держаться за руль. Многое (в смысле свободы действий) с опытом будет доступно и на роллером станке, но далеко не сразу и не факт, что без проблем. Что подойдет больше - придется решать самостоятельно. Четких критериев нет.

Обычно на станки можно устанавливать как шоссейные велосипеды, так и байки. Для большинства трейнеров процесс настройки станка под колеса другого диаметра сложнее.

Естественно, станки бывают "от и до", как и "приблуды" к ним: от самодельных роллерных (впрочем, нормально выполняющих свою задачу), до станков нашпигованных датчиками, компьютерными симуляторами движения и потосборниками из космических материалов.

Однако стоит понимать, что дешевое фабричное изделие может и не выдержать, если вы собираетесь поработать на станке как следует. Еще важный момент - уровень шума. У более дорогих моделей он часто ниже и значительно ниже большинства самодельных устройств. Дело в том, что этот самый шум может стать серьезной проблемой во взаимоотношениях с домашними и соседями и, как следствие, поставить под угрозу план тренировок. Не стоит этим пренебрегать, т.к. потом будет поздно и даже значительное уменьшение дицебелл не спасет спортсмена от повторной расправы.

Необходимость "приблуд", как и выбор типа станка, дело "тонкое". Например, "утяжелитель" для роллерного станка любителю (да и не только) может и не потребоваться. Даже для имитации езды в подъем вполне хватает имеющихся передач велосипеда. А вот наличие роликов со специальными, параболическими краями, судя по отзывам, вещь полезная: значительно уменьшает шанс выехать со станка.

Тем не менее, без некоторых вещей и приспособлений обычно не обойтись, т.к. тренировка на станке изрядно отличается от всего остального.

Для уменьшения шума нужны слики (Континенталь даже выпускает специальные клинчера для станков), не клеенные камеры (обычно нагрев достаточно существенный и заплатки имеют свойство отклеиваться), а под станок желательно подложить что-то аммортизирующее: туристическую пенку, резиновые прокладки, фанеру и т.п. Есть модели трейнеров, где контакт с роликами происходит не через покрышку, а напрямую к боковинам обода, и что за резина стоит на байке уже не важно.

Поскольку воздушного охлаждения при езде на месте не будет, то для борьбы с потом потребуются:

полотенце

вентилятор или два (или кондиционер + вентилятор )

специальный потосборник или клеенку, газеты или полиэтиленовые пакеты под велосипед

Скорость и пройденное расстояние на станке имеют совсем иную ценность, поэтому определять проделываемую работу придется по часам и пульсу (или датчику мощности, если он у вас есть). В минимуме нужны часы. Итак:

секундомер или часы с секундами. Это для контроля продолжительности тренировки, упражнений и отдыха между ними, для контроля каденса (считаем одну ногу за 10 секунд и умножаем на 6) или пульса (та же арифметика)

пульсометр для точного контроля выполняемой работы или отдыха, на нем обычно есть секундомер

велокомпьютер, если у него нет датчика каденса, то датчик скорости переделывается в него на раз: крепим резинками магнит на шатун, а датчик на перо (или раму). В комп, если он показывает десятые скорости, вбиваем длину колеса равнуюю 16(6)67 и показываемый результат умножаем на 10. Если комп десятые не показывает, то, введя значние 33(3)33, можно получать значения с точностью до 5 оборотов, деля получаемую цифру на два и умножая на 10 (можно просто умножать на 5, если так проще)

Также для контроля положения стоп на педалях, натяжения цепи (что свидетельствует о качестве кругового педаляжа) желательно зеркало, которое ставится сбоку на пол под углом.

Не забывайте проверять давление в камерах. На трейнерах приспущенное колнсо может начать проскальзывать, увеличивая и без того сильный нагрев ролика. Это может испортить покрышку, как и велосипед, брошенный на горячих роликах после тренировки.

Кроме этих, весьма полезных для результата тренировок вещей, практически необходимо что-то для развлечения: плеер, что-нибудь погромче, телевизор, видеомагнитофон и т.п. Все это очень индивидуально и может заметно отразиться на качестве выполнения упражнений. Например, мне лучше всего помогал концентрироваться на выполняемой работе просмотр гонок на треке или других соревнований, где спортсмены часто показываются крупным планом в работе. Также бывало, что ни видео ряд, ни музыкальное сопровождение не требовались.

Главное - избежать однообразия, что достигается программой тренировок и музыкой, и сменой вида деятельности (лыжи, коньки, бег и т.п.)

masta

ну какаянибудь возможность потренироваться на улице присутствует всегда. станок (помимо специфических положительных моментов) вносит разнообразие, что очень важно: денек на станке, денек в парке, денек на шоссе, денек побегал, денек отдохнул (последовательность произвольная) - и ташкент!

Как тренироваться, что делать на станках - это отдельная и очень серьезная тема. Некоторый набор упражнений обычно есть на сайтах производителей. Но и с ними надо быть осторожными, понимать, что вы в конечном счете хотите делать, какие результаты получить. Вот пара комментариев об этом с форумов.

О программах тренировок от Tacx:

BekAmk

Название программы зависит от того какая модель тренажёра имеется. К примеру, если 10 положений переключателя, то CYCLETRAINERS 10, и т.п.

Там же (на сайте) у них написано, что "... 70% занимает Endurance Aerobics. И если по ощущениям сложновато, то уменьшайте передачу или тормозную силу ...".

Если у вас SWING модель, то значения программы CYCLETRAINERS 7 (положение переключателя) смело делите на два, т.к. модель эта в основном для силовой отработки и оснащается мощным тормозным магнитом.

По личному опыту - то что там написано - интересно и разнообразит процесс. Я к примеру пользуюсь звукозаписью - сам себе надиктовываю, что когда переключать и совмещаю с просмотром ТВ. Я бы поставил на вашем месте не 100% повторение программы, а примерное следование ей. Должны быть в первую очередь готово сердце и суставы. Первый год подготовки на тренажёре вообще бы не поднимали пульс выше 130 и не увлекались силовой работой. Т.е. если пульс сильно растёт или частота педалирования падает (трудно крутить), то снижайте тормозное усилие. В летнее время ещё успеете "вломить".

Советую подкрепиться теорией спортивного здоровья - статья есть в инете - СЕРДЦЕ НЕ МАШИНА. И про суставы поищите.

Статьи Селуянова можно найти на этом сайте.

О профессиональном подходе:

alexkuz

Великий тренер современности А.А Кузнецов между прочим защитил диссертацию на тему станок- как подготовка к олимпиаде по велотреку, так вот там мысль такая, что станок - очень эффективное средство подготовки велосипедистов .

Лично я знаю много примеров, когда гонщики не имея возможности выезжать на шоссе ( январь, февраль, март) тренировались на станке и делали офп( бег ит.д) , и после этого в апреле выигрывали все российские соревнования и Сочинскую многодневку...

Другое дело , смотря как станок крутить...

От себя могу сказать , что на станке можно отработать следующие моменты:

1. скоростная выносливость

2 правильный педаляж

3. быстрый старт ( для спринтеров)

4. на роллерном станке ( с утяжелителем в 5 кг) неплохо растет и сила.

5. интервальные отрезки на скорость на станке отрабатывать лучше , чем на шоссе- не мешают машины и плохая дорога...

Еще станок хорошо подходит для разминки перед занятиями ОФП, вечерней закатки после лыжных соревнований и многих других спортивных целей. Достаточно проявить немного смекалки и фантазии:

Глеб Зверев

Несколько советов по замене велотренажера на байк или о велотренировках в фатире

Купите велостанок. Убедитесь что за окном нелетная погода. Воткните какой-нибудь тяжелый фанк или грандж в свою систему, волкман, зайцман или что там у вас. Не забудьте о пиве, чипсах и других закусках под рукой. Включите ТВ на какой-нибудь Гран-При. Попробуйте установить рекорд скорости для закрытых помещений. Подключите динамо к колесу и к волкману. Чем больше скорость, тем громче музыка. За одно сможете зарядить все имеющиеся аккумуляторы. Съезжайте с велостанка и поезжайте на кухню. Там можно заложить немало отличных трюков! Если там готовится обед, лучше заезжайте в другой раз, а то получите мешалкой по башке. На этот случай носите шлем, даже когда не катаетесь. Воткните пару картонок между вилкой и спицами и вообразите себя на Харли-Дэвидсоне... Вытащите велостанок на балкон и дышите свежим воздухом во время езды не обращая внимания на торчащих соседей напротив. Постепенно раздевайтесь до гола. Затем резко достаньте фотоаппарат и фотографируйте всех кто не успел спрятаться. Когда надышитесь, возвращайтесь обратно и включайте кварцевую лампу для загара. Если скучно, пригласите друга с таким же велостанком и байком, установите динамо на оба велосипеда. Теперь прикрепите электроды от вашего динамо к ушам приятеля и наооборот. Посоревнуйтесь в скорости езды. Когда зарядитесь, поставьте на станок мопед и продолжайте занятие. Не забудьте открыть окно. В конце концов примите успокоительное и вообразите себя на тандеме с Киркоровым едущими через Альпы по розовому снегу. Подышите на зеркало. Если не запотеет, значит мало тренировались или что-то напутали с успокоительным...

К вопросу о тренировках на велостанке

Несколько технических дополнений и методических рекомендаций (для шоссейников).

Работа на велостанке ( имеется в виду классический трёхроликовый станок свободного хода) в условиях квартиры без существенного обдува воздухом вызывает, как правило, сильное потоотделение. Поэтому, прежде чем устанавливать, велик на станок, советую тщательно закрыть консистентной смазкой и скотчем все зазоры, куда пот может попасть. Человеческий пот-это вода, в которой растворены соли жизнедеятельности организма. Попадая на алюминиевые велосипедные части, в зазоры навесного оборудования пот вызывает почти ураганную коррозию оных! У автора, таким образом, за три зимних месяца был полностью разрушен дюралюминиевый вынос.

Особенно быстро коррозия идет в местах, где имеются разные металлы: пары титан-алюминий-дюраль, сталь - алюминий и т.д., а также в резьбе (особенно)!

Велик на станок устанавливайте так, чтобы перпендикуляр, опущенный из передней втулки на ролик, приходился внутрь станка: т.е. немного позади ролика- при такой установке велик будет иметь максимум устойчивости.

К концу сезона, наверное, у каждого уже есть наилучшие результаты, показанные или в гонках с раздельным стартом или во время тренировок на отдельных отрезках. Этот результат можно взять за отправную точку в начале подготовки. Как правило, первые две- три тренировки уходят на привыкание к специфической работе на станке. После этого можно сделать так: на велик устанавливаются самые лучшие колёса и самая быстрая резина, давление в камерах поднимается до разрешённого максимума. Делаем разогревочный отрезок примерно 5-7 км на частоте несколько больше оптимальной. Затем ставим оптимальную передачу и проходим контрольный отрезок: длину отрезка нужно выбрать из интервала 15-25 км, интенсивность максимальная, как в гонке. Показанный результат мы запомним - он будет ориентиром. После этого снимаем боевые колеса и быструю резину и меняем всё это на тренировочный комплект, устанавливаем в начале цикла максимально разрешенное давление в камерах и начинаем тренироваться. Следующие тренировки делаем без подкачки. Довольно быстро вы обнаружите, что с каждой тренировкой нагрузка возрастает: так и должно быть, так как постепенное уменьшение давления в шинах вызывает повышение трения на роликах, что вызывает рост нагрузки. Примерно раз в цикл (как правило, это неделя-10дней) поднимайте давление в шинах до максимума и проходите контрольный отрезок. Результаты не заставят долго ждать. Примерно раз в полтора месяца ставьте боевые колёса, максимальное давление в шинах и проходите контрольный отрезок, чтобы видеть прогресс в тренировках. Длина контрольного отрезка не должна быть слишком маленькой или слишком большой. Вообще-то это зависит от квалификации, но мне представляется, что для контроля улучшения скоростных качеств достаточно 4 км (классика гонки преследования), а для контроля скоростной выносливости дистанции 20-25 км.

Так как при работе на велостанке отсутствует сопротивление набегающего воздуха, желательно использовать увеличенную передачу- это вместе с понижением давления в камерах колёс приблизит нагрузку к реальной в условиях на шоссе.