Первенство Новосибирска среди мужских команд II группыПервенство Новосибирска среди мужских команд II группы
ГлавнаяСпортВелоспортЛитератураПарные гонки в велоспорте. Несколько рекомендаций по езде в парах на шоссе.

Парные гонки в велоспорте. Несколько рекомендаций по езде в парах на шоссе.

Несколько рекомендаций по езде в парах на шоссе.

Парные гонки в велоспортеДля начала -общие положения. Прежде всего хочу сослаться на книгу : Полищук, 'Велосипедный спорт'. Там весьма подробно рассказано о командных и парных гонках на шоссе. Дальше. Для успеха нужен напарник примерно одного с тобой роста . Желательно чтобы гоночные передачи были примерно одинаковыми. Если такой напарник есть, то следующий шаг- это отработка скатанности. Это примерно тоже, что у пилотов -слетанность. Раз за разом вы на тренировках отрабатываете езду на колесе друг у друга на минимальной дистанции. До тех пор, пока автоматически не станете держать дистанцию 10-15 см на любой скорости и на любом профиле дороги. Параллельно всему этому нужно развивать в себе чувство ветра - для того чтобы автоматически выстраивать уступ в зависимости от направления ветра.

О сменах. Здесь действует общее правило - чем выше скорость, тем короче должны быть смены ( по-другому - отрезки лидирования). На треке в командной гонке преследования смены делают через пол круга - это примерно 170м. На шоссе скорость поменьше а дистанция подлиннее, поэтому оптимальная смена -при максимальной скорости-250-350м. Здесь необходимо отметить, что длина смены будет зависеть также от общей тренированности, профиля трассы и погодных условий. Например, при попутном ветре смена может увеличиваться, а при встречном- сокращаться. Не начинайте свою смену так, словно собираетесь финишировать. Всегда помните при взятии смены, что напарник только что отработал на пределе своих возможностей. Поэтому нужно уметь 'подать колесо' партнеру без потери темпа, но так, чтобы он уверенно сел. Только после этого можно начинать разгон. Такое умение приходит с ростом тренировочного километража. Постепенно темп при сменах перестанет теряться. Еще одно общее правило- смена никогда не должна заканчиваться предельной усталостью. Если это происходит- значит выбран не оптимальной темп езды или длина смены. Помните, что после смены необходимо иметь силы, чтобы сесть партнеру на колесо! Делать это нужно быстро. Некоторые на второй позиции еще и переставляют передачу на меньшую, чтобы на большей частоте педалирования немного расслабить мышцы ног. На первых порах не будет ничего зазорного в том чтобы при смене сказать партнеру:'Смена вправо!' или ' Смена влево!'. Будет намного хуже, если вы неожиданно для напарника уйдете влево или вправо и из-за ваших действий создастся угрожаемая ситуация. Это особенно важно при сложном ветре, когда приходиться часто перестраивать парный или командный уступ.

Довольно редко бывает так, чтобы оба напарника ездили абсолютно одинаково. Кто-то лучше работает против ветра, кто-то в подъем. Соответственно этому выбираются отрезки лидирования для каждого.

Ясно, что если напарник на каком-то отрезке потерял темп, нужно постараться максимально прикрыть его и дать возможность восстановиться. Такие моменты в парной гонке случаются. Нужно всегда помнить- зачет времени -по второму гонщику! Немаловажное значение имеет в паре психологический фактор. Если вы вместе накатали уйму километров, хорошо знаете все слабые и сильные стороны друг-друга, хорошо относитесь друг к другу- пара может стать успешной. Случайно составленные пары выигрывают при прочих равных реже. Например, немцы готовили команду и пару по году и больше, так же и у нас во времена Капитонова-тренера, команду скатывали по году - два.

Несколько слов о тактике. Насколько я знаю -пару сейчас ходят на 25 и 50 км. Если трасса известна заранее, и можно на ней тренироваться- это лучше всего. Тогда вы постепенно составляете оптимальный график прохождения каждой 5-ки или 10-ки на максимальный результат с учетом собственных возможностей и возможностей напарника. В этом случае можно даже расписать, какие именно участки каждый из вас будет идти лидером, т.е. вести больше. Но даже если трасса становиться известной только по приезду на гонку- все равно желательно разбить дистанцию на отрезки. В учебниках пишут что идеально- пройти дистанцию с одинаковой скоростью. В реальных условиях так ехать очень трудно. Обычно мы первые километры гонки ходили для разогрева и втягивания организма в работу чуть поспокойнее, чем с гоночной скоростью. Разницу наверстывали потом, после выхода на полную работоспособность. Нужно помнить, что самые сложные километры- финишные. От того, как пара их пройдет -зависит результат. К этому моменту усталость накапливается у обоих партнеров и кому-то может показаться, что другой ведет меньше или хуже. Запомните- никакой ругани в слух!! Лучше взять на себя одну или две лишние смены, чем начать в гонке, на ходу, попрекать партнера. Особенно внимательно нужно финишировать. Резкий спринт может запросто отцепить напарника, и тот при крайней усталости и без лидера привезет кучу лишних секунд. Это будет особенно актуально, если финиш происходит в подъем или против ветра.

Подводя резюме этому краткому эссе посвященному парной гонке, скажу, что залог успеха - в регулярных тренировках вдвоем в режиме парной гонки. Выберите себе в напарники человека с которым вам приятно общаться и катайтесь, катайтесь, катайтесь.

Легендарная черная майка

В первые годы после Второй мировой войны велосипедный спорт был чрезвычайно популярен в Италии. О событиях многодневной велогонки "Giro d'Italia" писали все газеты и журналы, имена победителей знали наизусть. В те трудные и голодные годы без устали крутить педали, вытирая соленый пот со лба, было очень созвучно послевоенному духу нации: не только велосипедисты - педали крутила вся страна, отстраиваясь и восстанавливая разрушенные дома, дороги и фабрики. Это потом, в конце 50-х гг. итальянцы пересядут на автомобили и полюбят "Формулу-1". А пока они ездили на велосипедах и их кумирами были велосипедисты.

Кроме Розовой майки победителя устав гонки в те годы предусматривал и Черную майку, которой награждали последнего прибывшего к финишу. Как это ни парадоксально, но очень быстро Черная Майка оказалась своеобразной соперницей Розовой Майки. За "первое место с конца" между гонщиками разворачивались ожесточенные баталии, в которых не брезговали никакими методами - ехали нарочито медленно, хоронились в придорожных овражках, подолгу останавливались на ремонт велосипедов. Главная уловка состояла в том, чтобы пересечь финишную черту последним и при этом суметь уложиться в максимально допустимое время, иначе участие в гонке не засчитывалось.

Таких "победителей наоборот" привлекала приличная по размерам утешительная премия, которой награждался последний участник гонки. А деньги в те голодные послевоенные годы были отнюдь не лишними. К тому же очень быстро выяснилось, что Черная Майка - это превосходная реклама. Гадкий утенок в черной майке быстро становился известным и вызывал искренние симпатии. Черную Майку фотографировали, у нее брали многочисленные интервью. Черную Майку, бывало, награждали иными призами, ей делали памятные подарки, в качестве почетного гостя ее наперебой приглашали на разные праздники и мероприятия. "Анти-реклама" - не менее действенная форма рекламы, и казус черной майки только подтвердил эту известную истину. Черная майка порождала такой нездоровый ажиотаж, не имевший ничего общего с благородными целями спорта, что в самом начале 60-е гг. была отменена, ибо сполна продемонстрировала свою неэффективность.

Самой известной Черной Майкой итальянского велосипедного спорта стал велосипедист Луиджи Малаброкка. Его хитрые попытки из года в год дойти до финиша последним вошли в легенду. Дважды подряд - в 1946 и 1947 гг. - ему удавалось завоевать этот титул. Изобретательность Малаброкки в искусстве тянуть резину на гоночной трассе, не знала границ. Каждый год публика гадала, что он придумает на этот раз.. Позже Дино Буццати, вспоминая его, сказал: "Это был сказочный персонаж. Если бы такого гонщика не было, его надо было придумать".

Но в 1949 г. его хитрым маневром "обошел" Каролло. В тот год на этапе Монтекантини - Генуя, когда до финиша оставалось всего несколько километров, Малаброкка остановился, делая вид, будто у него прокололась велосипедная камера и ее надо заменить. Каролло, поняв смысл уловки, тоже сошел с трассы и спрятался за стоящим у дороги сеновалом, попросив проходившего рядом мальчишку следить за соперником и известить, когда тот вновь вернется на трассу. Когда Малаброкка, пропустив всех вперед, убедился, что остался последним, он возобновил гонку и пересек финишную ленточку, уверенный в том, что и на этот раз ему удалось завоевать титул черной майки. Но тут на горизонте показался лукаво улыбающийся Каролло... Разрыв между победителем гонки Фаусто Коппи и Каролло составил более десяти часов!